Расстаться с мамой тяжело каждому малышу. В зависимости от его возраста и особенностей характера это может быть трудноосуществимо и болезненно для обоих: и для матери, и для ребенка. Но рано или поздно такой момент настает и к нему нужно подготовиться…
Итак, начнем… Возраст малыша имеет большое значение. До восьми месяцев лучше не оставлять ребенка без мамы более, чем на несколько часов. В крайнем случае – на день или сутки, но в привычной для него обстановке и с хорошо известным ему человеком. «Объяснить» причины Вашего ухода рационально сейчас затруднительно, но это можно попытаться компенсировать путем создания ему комфортной обстановки: оставить свою вещь с таким узнаваемым маминым запахом или, если ребенок будет не дома, захватить все его вещи и привычные игрушки.
В возрасте 8-9 месяцев ребенок проходит период закрепления привязанности к матери. Несмотря на то, что малыш активно осваивает окружающее пространство (ползает и даже пытается пойти), он предпочитает делать это в присутствии матери. В это время он может не вполне адекватно воспринимать незнакомых, посторонних людей, например, в их присутствии может начать внезапно плакать. Поэтому в таком возрасте не стоит оставлять его на продолжительное (более чем несколько часов) время. В этом возрасте Ваш ребенок очень боится этой «утраты».
Однако, как только возраст ребенка приближается к году, ситуация меняется. Учитывая принципиальные особенности развития малыша в этот период (обидчивость, капризы), пытайтесь сделать так, чтобы, с одной стороны, Ваш уход не стал для него неприятной неожиданностью, с другой, последовательно реализуйте запланированные действия – прощание с малышом и уход. Когда ребенку ближе к трем, его вполне можно оставить без присутствия матери даже на несколько дней.
После трех-четырех лет малыш, в принципе, готов вынести и более длительную разлуку, но, конечно, это во многом зависит от особенностей Ваших взаимоотношений с ним , а также его темперамента и характера.
Оставлять здорового и относительно нормально развивающегося ребенка в одиночестве не только нормально, но и полезно для него, так как это естественное состояние для человека, и не нужно излишне подчеркивать отрицательные стороны этого положения: «бедный, несчастный малыш, остается один, без мамы». Напротив, выражайте уверенность в том, что Ваш малыш справится и один, потому что Вы доверяете ему и считаете достаточно взрослым.
Не расстраивайтесь, если кроха плачет. Это не означает, что ему тоскливо, нестерпимо плохо или действительно одиноко, посто он испытывает беспокойство, но не может выразить его по-другому. Прежде всего, ему нужно знать, куда и насколько уходит мама. Найдите время рассказать ему об этом в доступной форме, ни в коем случае не бросайте в спешке: «Я в магазин!», а расскажите, зачем Вам туда понадобилось и что Вы оттуда принесете. Так же обозначьте и срок своего отсутствия: «Я приду, к тому времени, как ты погуляешь с бабушкой».
Кроме того, подобные ситуации – хороший повод научить ребенка понимать часы и примерно рассчитывать время, когда Вы вернетесь назад. Только лучше все-таки добиться именно понимания предмета, а не сообщать: «я приду, когда стрелочки будут на одной линии» – согласитесь, не совсем понятно, когда же они там окажутся - и ожидание для Вашего малыша будет томительным. Научить этому ребенка можно, уже начиная с пяти-шести лет.
Перед уходом обязательно прощайтесь с ребенком. Не стоит пытаться убежать за его спиной, потому что он будет чувствовать себя не только покинутым, но и обманутым. Подумайте сами, быть обманутым – обидно… Быть обаманутым да еще и мамой, – все это очень обидно вдвойне. Кроме того, стратегия «не прощаться» может спровоцировать у ребенка страх перед внезапным расставанием и, как следствие, еще большую привязанность к матери, затрудняющую жизнь им обоим. Поэтому попрощаться с ним нужно обязательно. Можно завести своеобразный «ритуал» прощания – несколько повторяющихся изо дня в день действий: поцеловать малыша, пожелать ему удачного дня, сообщить, что Вы непременно придете (за ним в детский сад или домой), а сейчас Вам нужно на работу. И только после этого уходите.
Настройте себя на то, чтобы не поддаться на уговоры и капризы малыша при расставании, потому что это бесполезная трата вашего времени и энергии – ведь уйти все равно придется. Поэтому «ритуалы» так полезны. Запомните, что не стоит пугать и оскорблять ребенка («не приду за тобой, ты плохой»), не упрекайте его («что это за капризы?»), не отпрашивайтесь у него («маме так нужно уйти, можно, я пойду?»).
Для того, чтобы несколько подготовить малыша к расставаниям и облегчить их процесс, можно использовать игры. Какие именно? Во-первых, это, конечно же, прятки. В ходе игры, ребенок постепенно усваивает, что, если Вас не видно, это не означает, что Вас нет. Во-вторых, можете сами организовать любую игру, где куколка или машинка, допустим, «прячутся» в коробку, а потом извлекаются оттуда. Или из-за одной и той же ширмочки по очереди появляются разные куколки («на пальчик») – они живут там вместе, но видно только одну. Ну и, разумеется, поможет прямое разыгрывание ситуации «ухода на работу» с помощью обитателей кукольного домика. Прислушайтесь, какие слова малыш вкладывает в уста «кукольного персонажа», проанализируйте и их, и ход самой игры, – возможно, это поможет Вам лучше понять, что именно тревожит Вашего малыша при расстовании.
Обговорите с человеком, который остается с Вашим ребенком (бабушка, няня) подробно все, что он может сказать малышу относительно Вашего отсутствия. С одной стороны, ваши «показания» не должны расходиться (на работу – значит на работу, в гости – значит в гости), с другой – нельзя допускать никаких высказываний, которые:
• тем или иным образом уничижают Вас («опять мама забудет тебе фрукты принести», «и чего ходит неизвестно где?»)
• тревожат ребенка («ох, что ж это мамы-то нет, не случилось бы чего»).
Девочки, как ведет себя ваш малыш, когда вы уходите, а ребенок остается с кем-то другим? Как объясняете и что говорите ребенку?
Теги: мама, ребенок, уход, поведение