" Вот сколько не пиши про депрессии, про причины, механизмы и исходы, все равно находятся люди, которые считают, что призыв лечиться и улучшить качество своей жизни, происки мирового имериалиЗЬма в лице фармацевтических компаний.
Особенно это касается послеродовых депрессий.
Ну, мало кто внимает, что лечиться надо.
Начинаются разговоры, что вот депрессия это одно, ее перетерпеть можно, а вот ребенку грудное молоко необходимо.
Депрессия же с молоком не передается.
Мол взгруснулось, возьми себя в кулак и терпи, главное чтобы ребенку хорошо было.
Пицсот раз говорилось, что ребенок так же страдает от материнской депрессии, никто не верит.
То, что женщины более склоны к депрессии, это факт известный.
Одна из 5 женщин страдает депрессивным расстройством.
Мужикам в этом плане повезло больше, у них депрессия встречается у одного из десяти.
Всего же 5-10% взрослых имеют клинически очерченную депрессию, т.е. которая обладает всеми необходимыми для этого чертами.
Еще у 10-15 % депрессия стертая, субклиническая.
Т.е. от 15 до 25% взрослых страдают этим расстройством.
У 75% депрессия повторяется, у 40% рецидив в течении года.
Это я к тому, что «переждать» не всегда эффективный метод борьбы с депрессией, если знать, что такой высокий риск испытать все прелести этого расстройства повторно.
Однако народ не спешит лечиться, только 25% из всех депрессивных больных получает необходимое им лечение.
Послеродовый период самый опасный для возникновения депрессии.
70% женщин после родов испытывают спад настроения разной выраженности от «блюза» ( послеродовой грусти) до тяжелой депрессии.
У 10% впервые диагностируется большое депрессивное расстройство.
Если женщина думает, что депрессия ее личное дело, это не так.
Ребенок так же страдает от ее депрессии и не только из за того, что ему достаются подходящие гены, как от недолжного контакта и неправильных образцов поведения, которые дает ему мать.
Так у детей депрессивных матерей в 3 раза выше риск копирования депрессивного стиля поведения.
Они более пессимистичны, чаще ожидают плохое, плохо переносят стрессы, у них ограничены социальные навыки.
Некоторые дети ведут себя агрессивно или оппозиционно и демонстрируют сниженные когнитивные навыки.
Теперь более подробно про влияние материнской депрессии на детей разного возраста.
Младенцы.
Депрессивная мать менее позитивна по отношению к ребенку, более отсрочено реагирует на его сигналы и сила ее эмоционального ответа на малыша снижена. Иногда мать может вообще игнорировать ребенка.
Женщина более раздражительна, легко впадает в гнев или в уныние, с трудом понимает поведение ребенка.
Иногда на одно и то же поведение может реагировать по разному ( амбивалентно) или показывать радость или гнев, от чего ребенок не может сформировать правильное отношение к происходящему.
В целом у детей первых месяцев жизни демонстрируют больше проблем, чем их сверстники здоровых матерей.
Они хуже реагируют на улыбку, более раздражительны, легко перевозбуждаются.
У них увеличена частота сердечных сокращений, повышен уровень кортизола, изменена активность лобных областей мозга.
Повышенный кортизол в раннем детстве предположительная причина развития депрессивного расстройства в более позднем возрасте.
Дошкольники.
У депрессивных матерей снижена терпимость к поведению своих детей, характерных для них в этом возрасте.
Все неправильное поведение интерпретируется чрезмерно агрессивно, как намеренное желание ребенка расстроить мать, за что ребенок часто получает от мамы неслабых люлей.
Дома у матерей царит хаос и непредсказуемость.
Сама мать может совершенно неожиданно дать чрезмерную реакцию, на простое повседневное событие, что ребенка ставит в состояние постоянного тревожного ожидания плохого.
В этот период ребенок формирует родительскую модель.
Что мама с папой ему демонстрируют, так он и будет вести себя в своей семье.
В этом же возрасте ребенок депрессивной матери чаще демонстрирует чаще сниженный когнитивные способности, с трудом сходится со сверстниками, он более насторожен и тревожен к новому, с трудом регулирует свои эмоции, может быть агрессивен.
Кроме того, такие дети чаще страдают различными функциональными расстройствами желудочно-кишечного тракта.
Школьники.
В семье существуют достаточно слабые детско-родительские отношения.
Мать часто раздражена или безразлична, не дает позитивного подкрепления ребенку, не дает ему помощи в регулировании и формировании правильных социальных связей.
Часто ребенок оценивается как потенциальный нарушитель правил и законов и воспитывается в строгих правилах.
У детей чаще развивается синдром гиперактивности с дефицитом внимания из-за того, что ребенок не может регулировать свое поведение и у него нет правильных образцов поведения.
Дети обладают сниженной самооценкой.
Ребенок в целом оценивается в семье негативно, его чаще критикуют и ругают, чем одобряют и поддерживают.
Подростки.
В этом возрасте все нарушения проявляются максимально и как бы суммируются за всю предыдущую жизнь.
У детей нет правильной самооценки.
Она чаще снижена, но и бывает неопределенной, т.е человек не знает, все-таки плохой он или хороший.
С трудом формируются правильные взаимоотношения с противоположенным полом. Чаще дисфункциональное поведение приводит к разрыву между молодыми людьми. У подростка нет правильного образца, как себя нужно вести.
В этом возрасте увеличивается риск депрессии, злоупотребления психоактивными веществами и суицидов ( особенно если они имели место в семье, как копирование способа ухода от проблем).
В этой бочке дегтя есть ложка меда.
Исследования показали, что если женщина начинает лечить депрессию, то проблемы ребенка постепенно уходят.
Он обретает правильное восприятние мира и необходимые навыки.
Конечно, чем раньше начать лечиться, тем лучше прогноз у ребенка."