Нравится
Вверх страницы
Вниз страницы

Малыш

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Малыш » Особые детки могут.... » Особая школа


Особая школа

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Особая школа

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова "нарушение", "коррекционный" применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

По закону

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые "условия". И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

Школы особого вида

* 1 вида — для глухих
* 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
* 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
* 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
* 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
* 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
* 7 вида — для детей с задержкой психического развития
* 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в "обыкновенное" учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. "Это учителя не умеют его учить" (и они зачастую действительно не умеют). "С ним надо больше заниматься" (да — если знать, как именно). "Надо просто построже спрашивать" (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в "отстающие" не хочется. Да и страшно — вдруг "слабый" старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с "проблемными" детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Что же на другой чаше весов?

Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в "спецшколу" или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение "я хуже всех". То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность ("Продержаться бы сегодня... сейчас... еще один урок...") переходит в апатию ("А зачем стараться? Все равно не получается!"). Апатия перетекает в депрессию ("У меня никогда ничего не выйдет!") или протест ("Все плохо? Так пусть будет еще хуже!"). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют "тотальным регрессом". Уверенность "я — неудачник" остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа... Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо "класса для дураков". Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения ("За кем он будет тянуться?" — спрашивают родители). Наконец — "Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития". Для многих — невыносимо.

Доктор, дай лапу!

В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. "Конек" 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из "Святого Георгия" делают ставку на экзотическую пока эвритмию. "Ковчег" обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к "собачьему доктору" в кинологический центр "Ордынцы" на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на "лечение дельфинами".

Все вместе

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.
Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

"Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое".

По материалам статьи сайта "7 Я"

0

2

г. Днепропетровск
Запорожье и область

Новомиколаївська спеціальна загальноосвітня школа-інтернат
для дітей із важкими вадами мовлення
Запорізька область, смт Новомиколаївка,
вул. Комсомольська, 194
(244) 9-16-81
(244) 9-14-52
http://www.internat.pop3.ru/index.htm

г. Киев

Средняя общеобразовательная школа № 248
ул. Закревского, 45-б
специальный класс для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Школа-интернат №4
ул. Юнкерова, 55
431-93-81
Для детей с проблемами зрения.

Школа-интернат №5 мм. Якова Батюка
ул. Вишгородская, 35
430-01-18, 430-01-14
для слепых детей

Школа-интернат № 6
ул. Светлицкого, 31/7
434-51-66, 434-57-66
для глухих детей

Школа-интернат №7
ул. Заболотного, 146
526-11-18
Для детей с проблемами и тяжелыми недостатками речи.

Школа-интернат № 8
ул. Олеговская, 42
417-51-98, 417-37-32
для умственно-отсталых детей

Школа-интернат №9
ул. Сеченова, 9
257-50-15
Для детей со сниженным слухом

Школа-интернат № 10
ул. Вакулинчука, 1
563-99-18
с недостатками физического и умственного развития

Школа-интернат №11
ул. Волжская, 12-а
529-88-06
Для детей с проблемами зрения, слабовидящих детей

Школа-интернат № 12
Харковское шоссе, 121/3
564-98-87
для детей без родительской опеки, с проблемами умственного развития

Школа-интернат № 15
пр-т Победы, 11
450-92-55
с последствиями ДЦП

Школа-интернат № 16
ул. Депутатская, 1
424-73-69
для умственно-отсталых детей

Школа-интернат №17
ул. Ушинского, 15
242-09-97
для детей с недостатками психического развития

Школа-интернат №18
бульвар Перова, 23
542-46-07
для детей с проблемами слуха

Школа-интернат № 19
ул. Билецкая, 55
434-94-49, 434-94-39
для детей, больных сколиозом

Школа-интернат №22
ул. Бережанская, 6
430-67-62
с психо-неврологическими проблемами

Школа-интернат №25
ул. Краснофлотская, 28
431-94-51
для детей с задержкой психического развития

Школа-интернат №26
бульвар Перова, 1
542-34-39
с недостатками умственного и физического развития

Семейный клуб "Дефи"
клуб гармоничного развития и обучения детей с проблемами слуха
ул. Малая Житомирская 5, ДЮК "Дельфин"
8 068 37 37 125 Алена

г. Львов

Школа для глухих дітей Марії Покрови
займається навчанням та вихованням глухих дітей
вул. Личаківська, 35
тел./факс (0322) 75-50-71
http://www.geocities.com/deaf_pokrova

Образовательно-реабилитационный центр Львенок – для детей с нарушениями зрения
79053 м. Львів
вул. В.Великого, 87-А
++38(0322) 63 - 41 - 72
++38(0322) 63 - 40 - 88
http://levenia.iatp.org.ua

Навчально-реабілітаційний центр «Джерело»
Львів, Україна
пр.Червоної Калини, 86а
тел. (0322) 28-28-34, 70-57-50 тел./факс.
(0322) 71-22-56,
rhcentre@mail.lviv.ua
Центр забезпечує дошкільне виховання і навчання в школі в поєднанні з фізичною реабілітацією, масажем та логопедичною допомогою.

Одесса

Школа-интернат №3
для детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Дача Ковалевского, 38
(0482) 47-64-65

Школа-интернат №6
для детей, больных сколиозом
ул. Ясиновского, 3-а,
(048) 733-33-80

Школа-интернат №34
bспомогательная, для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии
ул.Львовская, 3,
(0482) 68-35-51

Школа-интернат №87
для слабовидящих детей
ул.Львовская, 5,
(0482) 47-46-93

Школа-интернат №88
для детей с задержкой психического развития
проспект Свободы, 97
(0487) 44-75-65

Школа-интернат №91
для глухих детей
ул.Репина, 1,
(0482) 63-02-42, 63-03-42

Школа-интернат №93
для слепых детей
ул. Валентины Терешковой, 25-а
(0482) 65-40-82, 61-50-21, 66-30-46

Школа-интернат №97
для детей с пониженным слухом
ул. 411-й Береговой батареи, 2
тел. (0482) 44-54-12

Полтава

Спецшкола для дітей із затримкою психічного розвитку
вул. Сінна, 30/80
директор 7-45-88
вчительська 7-45-88

Спеціалізована школа-інтернат для глухих дітей
вул. Станіславського, 6
директор 55-19-93
заступник директора 55-20-95

Школа для слабозорих дітей
вул.Нечуя-Левицького,4
директор 7-40-61
вчительська 7-40-61
пров. Космічний,7
загальний 4-17-50

Если вы владеете более полной информацией, пишите нам
E-mail:forum@likar.info

witer113@bigmir.net
meriall@bigmir.net

0

3

Где учиться детям с церебральным параличом?
У многих из них нормальный интеллект и они могли бы посещать обычную школу. Могли бы, но не посещают.

Закрытые, избирательные в общении и очень медленные
Дети с ДЦП – медленные дети. Двигательный механизм у них нарушен, отсюда и все беды. Думают они медленнее, память хуже, сосредоточиться им труднее. Они не умеют знакомиться, заводить и поддерживать разговор, играть. Как правило, такие дети очень закрыты, поскольку родители их чрезмерно опекают. Да и играть они начинают позже, чем это случается обычно. Даже в семье ребенок с ДЦП общается очень избирательно: только с тем, кто относится к нему с наибольшим сочувствием.
Ребенка с ДЦП отличают двигательные, речевые и интеллектуальные нарушения (от легкой задержки до имбецильности). Выходит, компенсация должна идти по пути приспособления ребенка к нормальной жизни: чтобы двигательные нарушения не мешали овладению необходимыми в быту навыками, речевые – общаться, интеллектуальные – познавать окружающий мир.
Любой ребенок имеет адаптивные механизмы, и если развитие идет нормально, они включаются сами собой. У ребенка с параличом очень часто эти механизмы не срабатывают. Но каждый живой организм стремится сохранить себя в любых условиях, а у малыша с нарушениями развития рефлекс самосохранения выражен сильнее и ярче, чем у его здоровых сверстников. Значит, надо использовать тягу к жизни таким образом, чтобы адаптивный механизм был включен. Как? Через органы чувств. Сейчас существует множество методик для работы с детьми грудного возраста, но говорить о полном излечении не приходится.

То, что нельзя излечить, можно компенсировать
Сегодня в печати широко обсуждается вопрос: можно ли полностью излечить ребенка, страдающего детским церебральным параличом? Одни целители обещают побороть недуг с помощью аминокислот, другие уповают на лечебную физкультуру. И хотя ни одного излеченного они не показали миру, родители хватаются и за соломинку. А действительно, излечивается ли ДЦП?
“Такая постановка вопроса в принципе неверна, – считает старший логопед детского психоневрологического санатория № 65 Галина Дедюхина. – Специалисты, которые занимаются детьми, пораженными этим недугом, ставят перед собой иную задачу – научить каждого ребенка с ДЦП жить среди людей. Это самое главное. Церебральный паралич неизлечим, но слабые степени болезни можно компенсировать, иными словами – найти обходные пути”.
Когда в семье появляется больной ребенок, многие родители не выдерживают стресса, ломаются. Матери испытывают чувство вины, терзают себя сомнениями: что было сделано не так? Позже одни родители начинают опекать ребенка, другие, наоборот, внутренне его отторгают, ограничиваясь необходимым обслуживанием. Кормят, одевают, водят в садик. И все. Психоэмоционального контакта нет. Налаживать его приходится педагогам.
Каждый придумывает, что может, но приходится им ох как трудно. Одни мамы видят кругом врагов, мечтающих поставить на их ребенка клеймо дурака, другие готовы поверить в чудесное исцеление с помощью очередного новомодного метода… Но разве можно развить интеллект, воздействуя только на двигательную активность? А сформировать речь, когда с ребенком занимаются лишь лечебной физкультурой?
“Если взрослый перенес инсульт, у него парализована, скажем, рука, утрачена речь, нужно очень долго, кропотливо и систематично восстанавливать то, что было сформировано годами, – объясняет Галина Викторовна. – А теперь представим ребенка с ДЦП. Ему надо сформировать правильные движения, научить говорить. Чтобы из неправильного сформировать правильное, чтобы добиться первого звука, слова, предложения, сколько нужно сил положить? Сколько массажей сделать? Потому столько специалистов и суетится вокруг ребенка. Потому лечение и обучение должны быть длительными и ориентированными на специфику данного больного. А родителей правильнее нацеливать на адаптацию ребенка в мире, чтобы ни он, ни семья не чувствовали себя ущемленными”.

Коррекционный класс или специализированное заведение?
Ребенок подрос. Что делать дальше? В какую школу его отправить? Однажды я разговаривала с мамой мальчика, у которого была нарушена координация движений, но прекрасно развит интеллект. Медико-педагогическая комиссия вынесла решение: мальчик может посещать обычную школу, если… ему будут закреплять на парте тетрадь. Иначе он не сможет писать. Казалось бы, какая мелочь! Однако именно она оказалась самым серьезным препятствием к обучению в массовой школе.
“Своим подопечным я советую учиться в специализированных заведениях, то есть сознательно загоняю ребенка в его же среду, – говорит Галина Викторовна. – Но это оправдано. В обычной школе пока нет условий для обучения и содержания таких детей. На Западе в школе, где учатся дети-колясочники, на бытовом уровне все приспособлено: построены пандусы, ручки дверей сконструированы так, чтобы их легко было открыть, сделаны специальные туалеты. А у нас на переменах здорового-то ребенка могут с ног сбить, что же будет с тем, у кого нарушена координация движений? И потом, сможет ли учитель осуществить индивидуальный подход, если у него в классе 35 детей?
Ребенок с ДЦП не успевает за здоровыми, поэтому хотя бы начальная школа должна быть специализированной. Годам к 10–12 эти дети выравниваются”.
И что, переходят в обычные школы? Крайне редко. Заканчивают интернат по массовой программе. Некоторым удается поступить в институт и даже в университет. Конечно, им тяжело, ведь они привыкли совсем к другому социуму.
Может быть, коррекционный класс представляет в этом случае достойный выход из положения? Но от дефектологов не услышишь ни одного доброго слова в их адрес. Вот и у Галины Викторовны их не нашлось: “Коррекционный класс для таких детей не годится: учителям не хватает дефектологического образования. Но даже если оно и есть, нужно еще хорошо знать специфику ДЦП – личностные, двигательные, интеллектуальные и речевые особенности. У ребенка с церебральным параличом свой путь развития, а у нас на таких то рукой машут, то общеобразовательной программой готовы замучить. Золотой середины нет”.
И все же в нашей стране существует система помощи детям с ДЦП. Она не столь отлажена, как помощь умственно отсталым, поскольку церебральный паралич встречается гораздо реже. Однако специализированные санатории-профилактории и интернаты есть. А несколько лет назад открылся институт, в который принимают главным образом молодых людей, передвигающихся в колясках. Но психологической помощи и информационной поддержки катастрофически мало. А этого как раз больше всего и не хватает людям, у которых растет ребенок с детским церебральным параличом.
Недавно по телевидению показали сюжет о семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна. В роддоме мать уговаривали от него отказаться (такие дети считаются самыми тяжелыми и необучаемыми). Но супруги приняли решение не делать этого. И вот теперь глава семейства признался перед телевизионной камерой: “Мне не за что чувствовать себя перед кем-то виноватым и нечего стесняться, а вот гордиться есть чем”.
За что же в такой ситуации можно испытывать чувство гордости? Наверное, за то, что хватило сил преодолеть в себе сомнения, оставить ребенка в семье и научить его жить среди людей.

0

4

Пише школа-інтернат №6
Що таке глухота важко зрозуміти тим, хто чує, тим серед чиїх рідних, друзів та близьких немає людей позбавлених слуху. Про глухих згадують трапивши на пару чи гурт, що спілкується жестами або ж на телепрограму з сурдоперекладом. Останніх майже не лишилося в ефірі, отже глухі поза життям держави. Сурдоперекладач в нашій програмі нині для того, щоб почули її також майже 200 тисяч позбавлених слуху громадян України, для яких єдині острівці порозуміння то родина та освітні спецзаклади. Найстаріший з них постав у Києві ще 1900 року. Нині ж це школа-інтернат.

Місто Київ. Для школи-інтернату номер 6 1965 року збудовано нове приміщення на Виноградарі. Тоді серед полів, садів, приватного сектору, вільне - на 500 місць. Нині тут 240 учнів. Менше стало глухих дітей: частково досягнення медицини, відкрито інші заклади в столиці, взагалі дітей стало в Україні менше, нажаль. і проблем у глухих не поменшало.

0

5

Опіку над глухими започаткувала імператриця Марія Федорівна. Тоді ж, на межі двадцятого століття за підтримки місцевих меценатів постав перший у Києві будинок для глухонімих дітей. Нещодавно, вже школа-інтернат для глухих номер 6 святкувала своє 105-ти річчя. Є чим пишатися: зрощено когорту викладачів, випускники славлять Україну в світі, як ось наприклад Ганна Литвиненко, багаторазова дефолімпійська чемпіонка з плавання. Тут і працюють династіями і навчаються, адже, нажаль, глухота часто спадкова. Гордість закладу - музей, що постав стараннями старійшини колективу Євгенії Грищенко. Віковий здобуток - підручники, спеціальні програми, світлини попередників, світочів виховання глухих дітей. Та попри зусилля колективу, втрачаються давні традиції.
Євгенія Грищенко, засновник музею: "Вот это книги, которые писали педагоги нашей школы.. теплые книги. Теперь этого нет к сожалению кто-то пишет, а кто-то учит.."
Діти ж навчаються. Приймають все. Приходять сюди малюками і фактично знаходять і другу домівку і других батьків. Все ніби як у звичайній школі, лише в класі до 10 чоловік, а також індивідуальні заняття. Годують, одягають, є спальні та інші приміщення для відпочинку, є кому приглянути цілодобово. І діти ж такі, звичайні, лише рано починають розуміти, що без своїх особливих знань, набутих тут, не ввійдеш в доросле життя.
Легше дітям народженим в сім'ї нечуючих, котрі з перших днів сприймають жести мами й тата, спілкуються з ними, пізнають, хто вони в цьому житті, як ручками назвати сонце, небо, землю, дружбу. Простіше входять і в шкільний колектив. А коли в звичайній сім"ї народжується глуха дитина, чи втрачає слух через хворобу, батьки розгублені, рідко самі вчаться розуміти малюка, чекають, що його навчать перше у школі й врешті настане в родині порозуміння.
Ірина Клокова, організатор: "И вот у нас к сожалению такая не традиция а факты. Например, мы учились в ПТУ. После ПТУ можно ехать домой. - Я еду в школу. - Почему? - Дома скучно, дома не с кем поговорить
В радянські часи була суто усна методика . Заборонялися будь-які жести. Дітей навчали читати з губ і розвивали слух, адже з апаратом підсилення вони майже усі чують звуки голосні. По їх ритмічній зміні вгадують слова. Потому прийшла дактильна мова, писемна - по суті абетка подана руками, коли слово політерно ніби пишуть в повітрі і зі слів складають граматично правильні речення.
Марія Коростильова, заступник директора: "Зараз дозволяється і наполягають і введено законодавчо, що жестова мова необхідна. Дійсно вона необхідна тому, що діти спілкуються між собою в основному жестовою мовою. Нашою мовою чуючих, вони спілкуються тільки з нами чуючи ми."
Жестова мова простіша, особливо для малюків і дітей з розумовими вадами, котрим важко відразу сприйняти всі літери, скласти їх у слова, зрозуміти їх значення. Отже законодавчо жестова мова затверджена для спілкування і навчання ще в червні минулого року але..
Марія Коростильова, заступник директора: "Немає ні автора, який розробив цю проблему, немає словників жестової мови, якої могли б навчатись педагоги, батьки, викладачі вищих навчальних закладів, студенти - їх немає."
А в Росії є вже 5 років, у Франції, Канаді... І вони пропонують це Україні, через офіційні установи, зовсім недешево - бо монополісти. Місцеві ж вчителі 2004 року розробили свою програму з жестової мови для початкових класів. Її прийняли але чомусь міністерство освіти скасувало навіть додаткові часи для її вивчення. Немає продовження програми для старшокласників, а поготів студентів, тобто майбутніх вчителів. Тому в кожного педагога свій неповторний стиль, і діти, котрих він веде з першого класу по дванадцятий переймають-відчувають і жести й міміку і душу свого вчителя. Напружені заняття з мови чи предметів точних швидко втомлюють, тож з радістю переключаються на інше. Мізки провітрює найліпше фізкультура, не чути звичного перегуку на майданчику, проте грають злагоджено.
Володимир Байков, вчитель фізкультури: "В России состоялась олимпиада в январе месяце. Украина заняла первое место в общекомандном зачете и большой вклад внесли наши дети выпускники, завоевавшие п'ять золотых, две серебряные, две бронзовые медали"
Якби школа виступала окремо, то посіла б з цим здобутком 11місце серед 110 учасників олімпіади. Окраса інтернату - ізостудія.
Віра Прудиус, керівник ізостудії: "Ті діти, що мають вади розумової відсталості, у них більше концентрується увага на творчості, на розумінні форми, на передачу фону, правильне копіювання предметів. В натюрмортах вони сильні, бо бачать з натури так як воно лежить."
Для дітей з подвійною вадою в інтернаті своя програма навчання, відповідні фахівці. А мистецтво допомагає їм сягнути навіть академічних висот.

0

6

Творчий процес панує і в швейній майстерні. Ми були приємно здивовані побачивши тут хлопців. Шостикласник Володя в математиці не дуже, проте строчить рівно як ніхто. Самі для себе учні шиють штори з ламбрекенами, простирадла на ліжка, котрі, до речі, також виготовляють самі. А ще численні рукодільні витвори з найрізноманітніших матеріалів прикрашають майстерню. Люда Марченко - сирота. Стає дівчина на порі, за вбрання дбає і звісно ж ніхто не боронить: В школі-інтернаті номер 6 розроблено свою унікальну будівельну програму: тобто діти навчаються й провадять ремонти приміщень, виготовляють меблі, тощо. Самі ж оздобили світлицю в народному стилі: рушники, ікони, розписи. Старовинні предмети декоративно-ужиткового мистецтва й побуту позносили від бабусь, з горищ і клунь де певно зберігались віковічні глеки, рубелі та прялки. Самі ж розробили дизайн: кора, солома, лозоплетіння, навіть птахи на гніздах мов живі. Тож затишно проводити тут уроки народознавства, відзначати свята, котрі, на щастя, не вибувають. З радістю готуються й до концертів. і споглядаючи класичні "па", важко повірити, що діти не чують музики. Або ледь-ледь і метрономом - руки організатора.
Тетяна Радченко, керівник гурту "Соняшник": "Як всі нормальні здорові діти вони хочуть відчувати музику, хочуть сприймати музику. І вони її відчувають: на дотик, на вібрацію, на якихось душевних вібраціях. Вони відчувають і пісні.. Через пісні діти ще розвивають свою мову: письмове, усне і жестове мовлення".
Співають і танцюють тут і навіть акробатичний брейк.
Олена Деметр: "Дети захотели я его откорректировала, поставила, посчитала как нужно и образовался вот такой квартет."
Востаннє концертували у день інвалідів. Стрічали гостей. Влітку раптово як манна небесна надійшло запрошення з Італії, і п'ятеро київських та ще п'ятеро львівських і хмельницьких дітей відвідали цю країну, долучившись до проекту "Посміхнися життю", котрий розробив Джованні Бембо. Культурно-оздоровчий тур підтримав Почесний Консул України в Неаполі Джузепе Гамбардела, інші доброчинці, що й завітали нині, пообіцяли невдовзі прийняти вже більшу делегацію. Також передали слухові апарати, котрі виготовлено за індивідуальною аудіограмою кожної дитини.
Ганна Боряк, педагог: "Эти аппараты дорогого стоят и они действительно помогут нашим детям услышать этот мир и находиться в нем более уверенно.."
До речі вартість одного апарата 1700 євро. Але Ганна Боряк - не про гроші. Про увагу, яка необхідна цим малюкам, для яких вада слуху - межа, що постала між ними та світом інших людей. Межа ця, як глуха стіна, але подолати її можна. Якщо на це є добра воля тих, кому пощастило жити за нею. італійці обіцяють прооперувати поки що кількох дітей за власний кошт. І певно, що ці щасливці не полишать своїх побратимів-товаришів. А свою повноцінність, повернуті сили спрямують, вступивши в доросле життя, на здолання другої біди.
В Україні за даними УТОГу, товариства глухих - 100 тисяч його офіційних членів. Разом з дітьми до 14 років та незареєстрованими - 200 тисяч. А на центральних каналах держави майже немає новин із сурдоперекладом. З обласних таких 3-4. Наприкінці жовтня активісти, серед них і випускники інтернату, пікетували Верховну Раду. Свій біль перелили в плакати. 15 червня минулого року прийнято "Зміни до закону "Про основи соціального захисту інвалідів" В статті 23 чітко вказано про забезпечення доступу до засобів масової інформації , телепрограм інформаційних, тематичних з сурдоперекладом, титрами. Титри поки що трапляються завдяки обов'язковому перекладу фільмів українською, а коли настане глобальний дубляж чи ера українського кіно, хто дбатиме за титри? Дехто з телемудрагелів пропонує платити Українському товариству глухих за виробництво й ефір таких програм. Хай так. Але ж потрібно кошти ці надати бюджетній організації від держави. Поки що ж інваліди намагаються розгледіти з екрану швидкоплинні, рухливі рядки, впіймати бодай краплину інформації, а коли ні, поринають у світ свого незрадливого спілкування. Старшим учням ввечері дозволяють посидіти в кімнаті відпочинку трохи більше, пізнати одне одного, а може і свою майбутню долю.
Ірина Клокова, організатор: "Бывают такие пары, что девушка красивая, мальчик более скромен, ну не так хорош собой скажем. У них любовь и спрашиваешь: Почему он а не другой? Мы общаемся и нам приятно.
А малюкам час спочивати, бачити солодкі сни і готуватися до дня нового. Ось так навчаються-зростають учні, закінчують інтернат. ідуть в життя доросле стають навіть славетними артистами, художниками, олімпійцями. Нажаль одиниці. А загалом чека їх доля непроста. Німий свідок того лист випускниці Юлії Ігнатенко:
"Я преклоняюсь перед вами.. Благодарю. Так не хочеться уходить с родной школы. Мне 18 лет и я понимаю, что должна уступить место первокласникам. А пока я стою на распутье. Я слышала первый звонок и не хочу слышать последний звонок."
2005 год

0

7

3 декабря — Международный день инвалидов. Наиболее актуальной проблемой украинского общества сегодня является проблема преодоления изоляции инвалидов от общества. Для этого нужно перестраивать мировосприятие не только инвалидов, а и общества в целом. Инвалидам надо учиться жить среди здоровых людей, а тем, кого это беда обошла, надо научиться сотрудничать с людьми с особыми потребностями. Раньше считалось, что для обделенных судьбой людей лучше существование в кругу себе подобных и для этого создавались все условия. Сегодня мы становимся более толерантными, отказываемся от шаблонов в нашей жизни. Один маленький мальчик когда-то сказал про своего умственно отсталого брата, что он очень хороший, просто он не такой, как мы. Понятно, что мальчик этот был не с советских просторов. Сегодня мы понемногу начинаем поворачиваться лицом к людям с особыми потребностями, но мы еще не понимаем их. Детская инвалидность в Украине имеет стойкую тенденцию к возрастанию. Количество детей-инвалидов за последние шесть лет увеличилось на 20 тысяч человек. Каждый пятый ребенок находится в интернате. В 385 интернатах для детей с незначительными пороками умственного и физического развития системы Минобразования — около 61 тысячи детей, в 122 санаториях-школах и школах интернатах для детей с хроническими заболеваниями — около 16 тысяч, в детских домах- интернатах системы Минтруда — 8,1 тысяч. Социальная адаптация инвалида может начинается с детства. Сегодня большинство таких детей находятся в школах-интернатах и потому именно в этих школах и должна начинаться их подготовка к реальной жизни.
Киевская школа-интернат для слепых №5 . Эта школа была основана в 1884 году как приют для 50 слепых детей, а сегодня в ней живет и учится 145 детей, треть из которых — абсолютно слепые вследствие травмы, болезни или от рождения. Ученики, которые немножко видят, могут различать день и ночь, цвета на маленьком расстоянии, очертания больших предметов. Все ученики читают руками книжки, созданные по специальной методике Брайля, где буквы и цифры записанные выпуклыми точечками. Учатся слепые дети по программам для обычных школ, без упрощений или сокращений. Директор интерната Людмила Коваль рассказывает, что благодаря ее трехлетним ходатайствам в этом году школа получила статус средней и детям не придется для продолжения образования ехать в Харьков или Львов, как это было раньше. Кстати, ученики еще в школе смогут получить специальность массажиста и оператора компьютерного набора. Профессиональное обучение проводится в двухлетний срок по программе для медицинских училищ и программе по информатике.
Важнейший специальный предмет в интернате — ориентация в пространстве. Новички изучают школу по макетам и потом по памяти ориентируются в пространстве школы без всякой помощи, не выставляя вперед руки и не держась за стену. Детей учат «видеть», развивая слух, сенсорные возможности, память. Ученики учатся пользоваться общественным транспортом, переходить дорогу. Для них проводятся экскурсии по городу, в музеи, они посещают театры Киева. Администрация театров всегда идет навстречу и даже, если нет свободных мест, ставит дополнительные стулья. Театр на Подоле организовывает сопровождение спектакля ведущим, который описывает костюмы героев, декорации и т.п.. Ученики интерната с помощью учителей ставят спектакли, в прошлом году играли «Ромео и Джульетту» Шекспира. Участие в спектакле позволяет лишний раз попрактиковаться в «овладении» пространством, ощутить себя полноценной личностью. Кое-кто из учеников учится в обычной музыкальной школе, учителя которой проводят занятия прямо в интернате. На уроках родного языка слепые овладевают искусством описания местности — рельефа, расположения предметов и прочее. У Аленки Кваши описания выливаются в настоящие поэтические строки. Она переносится в то время, когда еще могла видеть: «Я дитинство золоте згадаю — світлі ранки, тихі вечори. Там за гору сонечко сідає і встає щоранку з-за гори. Там ромашки в травах білі-білі світять в далеч вогниками мрій, там вишневі світлі заметілі і кульбабки погляд золотий...». Развивать представления помогает и кабинет аромотерапии, где под музыку и приятные запахи растений дети не только лечатся, но и фантазируют. Обучение для слепых детей — трудная работа, они все время находятся во тьме, где голос учителя во время занятий почти единственный источник информации. Специальные наглядные средства, учебники сохранились еще с советских времен, так как изготовлялись эти вещи в основном на территории России. Но вопреки всем экономическим проблемам интернат готовит детей к жизни — учит не только высоким наукам, но и как есть приготовить, шить, стирать, гладить, держать в руках молоток и лобзик. Сегодня интернат находится на частичном государственном обеспечении, то есть бесплатно детей только кормят, но им же многое еще надо: от одежды до современной техники и учебников. Помогает интернату Международный благотворительный фонд развития ребенка, по выходным наведываются волонтеры благотворительного учреждения «Надежда».

0


Вы здесь » Малыш » Особые детки могут.... » Особая школа


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно